Возможности использования речевых технологий в медицинских учреждениях
На сегодняшний день в медицинской практике одним из наиболее трудоемких моментов является создание и ведение медицинской документации. Известно, что медики особенно нуждаются в оперативном и безошибочном документировании проводимых ими медицинских исследований. На протяжении ряда лет использовались разнообразные подходы к упрощению процесса создания медицинских документов от привлечения операторов по регистрации и документированию текста до использования специальных он-лайн бланков, где необходимые специалисту данные следовало отмечать галочкой.
Традиционно считалось, что системы распознавания речи могут использоваться медиками лишь для того, чтобы диктовать текст компьютеру. Однако современные системы, распознающие речь, могут оказать более весомую помощь любому специалисту медицинского учреждения. Подобные системы используются для работы с электронной почтой, для более быстрого выполнения однотипных действий на компьютере, для сокращения времени, затрачиваемого на составление историй болезни и расшифровку медицинских записей, для ускорения оборота информации, а также для того, чтобы оградить медицинских работников от дополнительной нагрузки и стресса.
Системы распознавания речи существенно упрощают и делают более эффективным ведение электронных медицинских карт. Быстрое развитие аппаратных средств, а также самой технологии распознавания речи способствовало повышению ее практичности и простоты в использовании. Это сделало стоимость такого решения доступным как для отдельного медицинского отдела, так и для медицинского учреждения в целом. При правильном использовании, системы распознавания речи могут повысить продуктивность любого сотрудника, использующего в своей работе компьютер.
Как и в случае с любыми технологиями, внедрение технологий распознавания речи должно быть тщательно спланировано с целью увеличения рентабельности и извлечения наибольшей выгоды от их использования. В данной статье приводится краткий обзор принципов работы систем распознавания речи, а также примеров использования технологий распознавания речи в медицинских учреждениях.
Зачем использовать системы распознавания речи? Ответ на этот вопрос прост – большинство людей говорят быстрее, чем набирают текст на клавиатуре. Достаточно опытный оператор может напечатать сообщение из 300 слов примерно за шесть минут. Используя систему распознавания речи, это время сокращается до двух минут.
Каков принцип работы систем распознавания речи? Данные системы используют голос человека в качестве основного средства общения пользователя с компьютером. Будучи достаточно простыми в использовании, они разработаны с применением усовершенствованных современных речевых технологий.
Система позволяет пользователю вводить текстовую информацию в компьютер посредством голоса, а также использовать голос для выполнения некоторых операций на компьютере практически без помощи рук. Пользователь говорит в микрофон, подсоединенный к компьютеру. Система распознает его речь, преобразует ее в текст, а затем выводит результат на экран для последующего редактирования.
Большинство систем распознавания речи в медицине позволяют пользователю добавлять новые слова в словарь и таким образом адаптировать систему к работе в конкретном медицинском отделении. Некоторые системы помимо универсального словаря изначально включают в себя и словари медицинской лексики, содержащие названия болезней, медицинских препаратов, анализов. Такие системы могут автоматически распознавать и редактировать тексты эпикризов и рецептов.
Как технологии распознавания речи помогают заменить традиционное текстовое документирование? В данном случае доступны следующие варианты. Многим пользователям удобнее надиктовывать текст прямо на компьютер и по ходу документирования исправлять возникающие ошибки распознавания (рис.1).
Рисунок 1
Другие предпочитают сразу записывать текст на карманный цифровой диктофон, а затем переносить запись на компьютер. Так, пользователь открывает аудио файл, слушает запись, одновременно просматривая текст записи на экране и, если необходимо, делает поправки (рис.2).
Рисунок 2
Различные типы медработников могут извлекать выгоду от использования технологий распознавания речи. На сегодняшний день технологиями распознавания речи успешно пользуются врачи, медсестры, фельдшеры, фармацевты, администраторы медицинских учреждений, операторы по документированию текстов.
Время, необходимое для выполнения однотипных действий, таких как регистрация информации о пациенте и заполнение бланков, может сократиться за счет использования голосового ввода. В данном случае пользователь может создавать шаблоны, которые представляют собой фрагменты текста для многократного использования. Однажды созданный и сохраненный шаблон затем может быть легко вставлен в любой документ. Переходить от одного поля шаблона к другому можно с помощью голосовых команд. Вызывая макрокоманду голосом, пользователь может выполнять таким образом любую последовательность нажатий клавиш на клавиатуре или щелчков мыши. Рациональное использование набора шаблонов и макрокоманд позволяет врачам не тратить слишком много времени на создание медицинских документов, а уделять больше внимания их главной задаче – лечению пациентов.
Более того система позволяет создавать и редактировать электронные карточки пациентов используя лишь голосовой ввод данных. Регистрацию и поиск необходимой информации о пациенте можно выполнять намного быстрее с помощью голоса, чем посредством клавиатурного ввода. Такие действия как создание историй болезни, выписывание рецептов, подготовка рекомендаций по реабилитации пациентов, назначение лечения и поиск информации в базе данных легко поддаются выполнению голосом.
Сегодня многие медицинские учреждения постепенно переходят на электронный документооборот, для того чтобы обеспечить безопасное хранение информации в архивах и предоставить своим сотрудникам удаленный доступ к электронным файлам. Технология распознавания речи может значительно упростить переход к «безбумажному офису», предоставляя любому сотруднику возможность создавать, редактировать и осуществлять поиск электронных документов с помощью голоса. Такой подход к организации документооборота позволяет медработникам экономить время на создание записей в медицинских документах и, следовательно, повысить объем и качество предоставляемых пациентам услуг.
Компания ООО «Речевые технологии» готова предоставить медицинским учреждениям любого масштаба и профиля различные решения с применением речевых технологий. Для оперативной звукозаписи эпикризов, результатов обследований, консилиумов, научных конференций с последующей текстовой расшифровкой и сохранением в виде электронного текстового документа служит Диктофонный центр – комплекс регистрации, записи и протоколирования речевой информации, специально разработанный специалистами компании для органов здравоохранения. Преимущества использования комплекса заключаются в существенной экономии рабочего времени врача за счет освобождения его от рутинной работы набора текста, упрощенном оформлении результатов исследований, наличии собственной системы разграничения прав доступа и др.
Выбирая решение ООО «Речевые технологии», Вы выбираете надежное и эффективное средство снижения затрат и улучшения результатов деятельности Вашего предприятия!