Определение эмоций по речи

Добавить в Twitter Поделиться в контакте Опубликовать в своем блоге livejournal.com Добавить в Google Buzz Поделиться в Facebook

Продолжая наш аналитический обзор, рассмотрим несколько интересных фактов и реализованных систем, связанных с идентификацией эмоций.

Современная психология рассматривает эмоции как осознаваемые психофизиологические состояния, возникающие как реакции на внешние и внутренние раздражители и имеющие различные внешние проявления, в том числе и проявления в речевой деятельности [4].

У людей разных культур, поколений, пола, возраста различны и эмоциональные ответы, которые являются индивидуальными для каждого человека и могут быть поняты лишь в контексте.

Эмоции - результат нашего «я», а точнее, даже процесс его действия и изменения. Эмоции – это химические сигналы, которые передаются вашей нервной системой в виде реакции на то, что происходит вокруг. Они дают знать, что чувствует человек по отношению к происходящему – счастье, гнев, печаль, волнение, ревность – что бы это ни было. Они никогда не врут. Эмоции – это неотъемлемая составляющая любого человека, которая в значительной степени обогащает нашу жизнь [1]. Почему у нас возникают эмоции? Если какие-то события или ситуации, которые провоцируют начало циркуляции определенных химических веществ в теле и заставляет действовать. Обратите внимание, что слово «эмоция» (emotion) включает в себя слово «мотивация» (motion), то есть движение. Таким образом, эмоции даны для того, чтобы побуждать нас к действию [6].

Важным каналом для идентификации эмоционального состояния человека является его речь. Различия в точности распознавания эмоций по голосу связаны в основном с модальностью эмоций. Любопытные данные были получены в отношении точности распознавания эмоций людьми разных профессий. Лучше всего распознавали эмоции врачи-психиатры по сравнению с инженерами, и даже по сравнению с врачами других специальностей. Исследование В. X. Манерова [2] идентификации эмоций по речи показало, что основным признаком, используемым человеком при слуховом восприятии эмоционально обусловленных изменений речи, является степень речевого возбуждения. Определение вида эмоции, переживаемой говорящим, осуществляется слушающим менее успешно, чем определение степени эмоционального возбуждения. Наиболее точно опознаются базовые эмоции, затем удивление и неуверенность и хуже всего — презрение и отвращение. На точность опознавания влияет способность диктора передавать в речи эмоциональные состояния. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоций по сравнению с индифферентными и отрицательными эмоциональными состояниями.

Информация, используемая человеком при определении эмоций других людей связана с так называемыми «когнитивными схемами эмоций», т. е. с установлением того набора признаков, с помощью которого можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию.

При этом предполагается, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятной основе. Распознавания эмоций других людей осуществляется по внешним проявлениям эмоций: изменению речи и голоса, поведения, ответные реакции. Учитываются также антецеденты, т. е. то что предшествует и является причиной эмоций: ситуация в ее взаимодействии с имеющейся у человека целью [3].

Распознавание эмоционального состояния человека представляет огромный интерес. Уже созданы некоторые программы для определения эмоций по выражению лица. Так, например, учёные из Университета короля Хуана Карлоса (Испания) разработали систему, способную различать выражения лиц в режиме реального времени. На скорости 30 кадров в секунду программа анализирует выражение лица человека и классифицирует его в соответствии с шестью заложенными в нее шаблонами: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Анализу может подвергаться как лицо целиком, так и его часть. Для идентификации выражения лица система использует базу данных Cohn-Kanade, содержащую 333 варианта выражения лиц различных людей. Вероятность совпадения с базой – 89 процентов. Система может работать и в неблагоприятных условиях, на нее не влияет ни изменение освещенности, ни движение пользователя [4].

Также проводятся работы по компьютерному детектору эмоций по голосу (Voice-Stress Analysis) на основе анализа стресса. Современные системы (Сomputer Voice Stress Analysis) в США находят применение в государственных и правоохранительных органах [5].

Создана ещё одна интересная компьютерная программа, позволяющая выявить и проанализировать в диалоге эмоциональное состояние собеседника по его речи - детектор любви. Научно доказано наличие глубинной связи между чувствами человека и особенностями его речи. Богатая палитра эмоций и оттенков настроения выражается в тончайших модуляциях нашего голоса. А эта компьютерная программа анализирует особенности голоса, исследует диапазон эмоций говорящего, определяет степень концентрации внимания, уровень смущения и волнения [6].

В 2006 году один из южнокорейских операторов запустил мобильный сервис анализа голоса, который основан на системе голосового анализа и действует как детектор эмоций, делая заключения об уровне честности участников разговора. В течение разговора анализируются различные звуки, которые попадают в микрофон абонента, и делается заключение об их эмоциональном статусе. В конце разговора абонент получает сообщение с графиком правдивости, где показан уровень стресса и число неточных ответов и попыток сменить тему. Происходит анализ, который учитывает, как определенная мозговая активность влияет на специфические особенности голоса. Это позволяет определить и измерить широкий спектр эмоций. Используя различные оценки составляющих эмоций, строит оценку правдивости любого утверждения, сделанного участниками разговора [6].

[1] – Джеймс В. Психология, часть II СПб.
[2] - Манёров В. X., Шнейдер Е. М. Автоматическое распознавание эмоций по спектральным и интонационным признакам // Материалы доклада и сообщения 5-го Всесоюзного совещания-симпозиума цикла «Акустика речи и слуха». Одесса, 1989.
[3] - Frijda, N. H. (1986). The emotions. Cambridge: Cambridge University Press.
[4] - www.big-library.info
[5] - www.expressive-speech.net
[6] - www.bnti.ru/articles

В.В.Киселёв